Уже полностью
готовы к телепоказу цветные версии комедий «Волга-Волга» и «Веселые
ребята». Первый канал хотел было продемонстрировать их в своем эфире в
новогодние праздники, но решил растянуть удовольствие - во время
каникул зрители увидели только колоризированную «Золушку».
Ответственный за раскрашивание большинства советских фильмов
генеральный продюсер компании «Формула цвета» Игорь Лопатенок впервые
раскрыл дальнейшие планы своей компании «Формула цвета» в интервью
корреспонденту «КП».
 |
Кадр из фильма 1938 года. | |
«ЧАПАЕВ», «ТРАКТОРИСТЫ» и «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» - НЕПРИКОСНОВЕННЫ
- Игорь, вам не кажется, что публика все еще настороженно относится к раскрашиванию фильмов? В блогах вас ругают...
- Да вы что? Есть один способ понять, нравится или
не нравится зрителю раскрашенный черно-белый фильм, - это количество
посмотревших его зрителей, что отражают телевизионные рейтинги. А они
как раз показывают, что публике очень нравится смотреть
колоризированные картины. Я, знаете, скептически отношусь к этим
заявлениям в интернет-блогах, что кто-то там чем-то возмущен. Чаще
всего это делают люди, которые не смотрели ни одного черно-белого
фильма, превращенного в цветной. А всерьез против лишь небольшое число
людей. Но и их доводы мне не очень понятны. Вот они говорят, что весь
мир переболел колоризацией в 80-е, а после того как в Голливуде
раскрасили «Касабланку» и «Мальтийского сокола», народное возмущение не
знало границ. Во-первых, возмущалась очень маленькая часть
кинематографистов, остальные были довольны. Во-вторых, процесс
раскрашивания старых фильмов в США не прекращался ни на минуту.
 |
Любовь Орлова в раскрашенной «Волге-Волге» сверкает своими серо-голубыми глазами. | |
- Раскрашивание - кропотливая работа...
- Да. К тому же есть фильмы, которым колоризация
может только навредить. Мы в прошлом году вместе с Константином Эрнстом
(гендиректор Первого канала. - Ред.) как раз вместе думали на эту тему.
Для начала составили список фильмов, которые в принципе можно
раскрасить, - получилось около 50 картин. Из этого списка выпали
«Чапаев», «Трактористы» и «Летят журавли». Лучше мы эти фильмы точно не
сделаем, а в случае с картиной «Летят журавли» может получиться только
хуже. Мы выработали несколько очень простых правил по выбору фильма для
раскрашивания - он должен быть известным, веселым и удовлетворять
техническим требованиям колоризации. Старые комедии и сказки лучше
смотрятся в цвете.
 |
Леонид Утесов на цветной пленке выглядит естественно. | |
- Да, «Золушку» зрители восприняли положительно.
- Вот именно. И я очень рад успеху этого фильма,
успеху коллег, с которыми мы работаем над другими картинами («Золушку»
раскрашивала компания «Крупный план», худрук которой Эльдар Рязанов. -
Ред.). Фильм стало смотреть интереснее! Хотя, увы, там есть несколько
ляпов - многие заметили, что у Золушки неестественно синие глаза.
Впрочем, сказке это простительно. Но вот если у меня в «Подкидыше» у
Фаины Раневской был бы такой же ядреный цвет глаз - было бы не очень
хорошо.
КАКОГО ЦВЕТА ГЛАЗА У ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ?
- А Любовь Орлова в «Волге-Волге» и «Веселых ребятах»? Считаете, что справились с задачей передачи цвета ее глаз и волос?
- С Любовью Орловой нашим специалистам действительно
пришлось поработать. Во-первых, она была вопреки сложившемуся мнению не
платиновой блондинкой, цвет ее волос был ближе к соломенному. И глаза у
нее были не чисто голубые, а с оттенком серого. Это значит, что при
разном освещении волосы и глаза должны играть разными красками -
светлее, темнее. Здесь все на уровне полутонов. Надеюсь, зритель будет
доволен.
- Вы с Первым каналом продолжите раскрашивать советские комедии 30-х годов?
 |
Снимали фильм «Веселые ребята» в 1934-м. | |
- Нет, с 30-ми мы закончили. Переходим к
60-м и 70-м. Приоткрою тайну: у нас в процессе колоризации - несколько
фильмов. Причем режиссеры некоторых из них сами - сторонники
раскрашивания: понимают, что это даст картине вторую жизнь. Так, вслед
за «Волгой-Волгой» и «Веселыми ребятами» планируем раскрасить «Берегись
автомобиля» Эльдара Рязанова. Уже ведется работа по колоризации «Весны
на Заречной улице» Марлена Хуциева. В ближайшее время займемся фильмом
«Приходите завтра» Евгения Ташкова. И, думаю, раскрасим один из
черно-белых фильмов Георгия Данелия.
- И все это исключительно для телевидения?
- Да. Мы хотели выпустить в кинотеатральный прокат
«В бой идут одни «старики», но отказались: зритель бы просто не пошел в
кино на старый фильм. Зато на ТВ был большой успех. Правда, на большом
экране эти фильмы все-таки будут демонстрироваться. Ведутся переговоры
с Венецианским кинофестивалем по поводу показа ретроспективы
колоризированных советских фильмов в рамках одной из параллельных
программ.
ЛЕНИН В 3D
- После грандиозного успеха «Аватара» Кэмерона
все заговорили о переводе старых фильмов в 3D. Джордж Лукас вот
планирует повторно выпустить первую часть «Звездных войн», сделав ее
объемной. Не хотите замахнуться на классику, добавив 3D-эффекты?
- Без проблем! Было бы желание тех, кто владеет
правами на старые фильмы. После выхода раскрашенных «Семнадцати
мгновений весны» кто-то в прессе пошутил, что к столетию со времени
начала Великой Отечественной Штирлицу придадут объема. Не хочется
разочаровывать человека, но произойдет это раньше. Потому что с
технологиями в России не все так плохо, как принято считать. Думаю, уже
Олимпиаду в Сочи большинство телезрителей будет смотреть в 3D. Перевод
старых фильмов в модный формат - перспективное направление. Но пока
такая работа только планируется. Хотя... Вот если коммунисты Петербурга
и Ленобласти будут дальше возмущаться нашими опытами в раскрашивании
советских фильмов, то я лично сделаю «Ленина в Октябре» в 3D (смеется).
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
140 000 - таково среднее количество кадров, раскрашиваемых в одном фильме.
3 - 5 тысяч долларов - цена колоризации одной минуты черно-белого фильма.
3 месяца - столько ведется работа над колоризацией одного фильма.
140 человек - количество людей, занятых в раскрашивании одного фильма.
40% - таков процент работы автоматики в
раскрашивании старых картин. Специальная программа самостоятельно
колоризует основные детали кадра: делает реку голубой, листву и траву
зеленой, а цвет лица бежевым. Но большую часть работы приходится делать
вручную - специально обученные люди с помощью опять-таки компьютерной
программы доводят эти цвета до ума, придают им необходимые полутона и
изменяют их в зависимости от освещения и ракурса.