Гонять такой "кисель" по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора - для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили "человеческий фактор". Этанол - сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось. Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных. Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет "вода плюс этиленгликоль", будет достигать минус 70ºС. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не "размораживает" двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс - температура замерзания растет. Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза. Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это "Тосол А40". Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что "Тосол", как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле "ТОСОЛ" - всего лишь аббревиатура. Т.О.С. - Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского "ПАРАФЛЮ”. ОЛ - окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол). <!--[if !supportLineBreakNewLine]--> <!--[endif]-->
|