САМЫЙ НЕИЗВЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Вл. Алабай
На иерусалимском холме Тель-Рам,
в Национальной библиотеке, хранится архив Маркуса-Вольфа Хавкина, микробиолога.
Всякий желающий может получить допуск к архиву, читать письма, изучать
документы.
«Быть знаменитым некрасиво, не это
подымает ввысь», – сказал Борис Пастернак. Однако слава всё-таки подымает
ввысь, и еще как… Слава прихотлива и капризна, она приходит и уходит, а иногда
вовсе является к человеку не в дни его жизни – а лишь потом.
Годами коробки с богатейшим архивом
Хавкина пылятся на полках, не востребованные никем – ни вдумчивыми
исследователями, ни просто любопытствующими. И это тот Хавкин, который избавил
человечество от двух страшных бед, преследовавших его тысячелетиями: чумы и
холеры. Своей вакциной – «лимфой Хавкина» – он спас от смерти миллионы мужчин,
женщин и детей.
Иерусалимский архив – это письма,
литературные наброски. Это подписанное одесским раввином свидетельство о
рождении в 1860 году, в семье Аарона Хавкина, мещанина, сына Маркуса-Вольфа,
прожившего большую часть жизни под именем Владимир, а незадолго до конца ее
вернувшегося к родовому имени.
Это написанное в Калькутте
исследование о творчестве Оноре де Бальзака.
Это скудная домашняя бухгалтерия:
за утреннюю газету заплачено столько-то, за хлеб – столько-то, за молоко –
столько-то, за писчую бумагу – столько-то… Даже до относительного материального
благополучия начинающему ученому было далеко, как до горизонта.
Но прежде всего это – дневники.
Доктор Хавкин вел дневник изо дня в
день, год за годом, почти без пробелов и умолчаний. Надо было обладать железным
характером, чтобы в самых экстремальных обстоятельствах – уходя от слежки
агентов царского Третьего отделения, в разгар смертоносных эпидемий в джунглях
Индии – не забрасывать дневник, фиксировать события разноцветных дней, из
которых сложена мозаика нашей жизни.
1888 год. Отъезд из Одессы, больше
похожий на бегство.
1893 год. Отъезд из Парижа в
пораженную холерой Калькутту.
1915 год. Возвращение из Индии в
воюющую Европу.
1926 год. Путешествие в
большевистскую Одессу, на негостеприимную родину. Недолгое путешествие…
Через четыре года доктора Хавкина
не стало.
От «гомо сапиенс» в этом мире
остается память. Память – и фотографии, документы, письма, милые безделушки.
Многие предметы материальной культуры растворяются в потоке времени, как сахар
в воде, бесследно.
Прошли десятилетия, пока архив
Хавкина лег в коробки иерусалимского хранилища.
Вернулся ветер на круги своя…
Библиотека Института Л. Пастера в Париже.
Позволим себе перефразировать Исаака
Бабеля: «Архив – это прекрасная могила человеческого сердца». В живой тишине
иерусалимского хранилища образ доктора Хавкина наполняется плотью и кровью, а
его время, отделенное от нас столетием – всего-то! – обретает реальные и
красочные черты.
Другой доктор медицины, Антон
Павлович Чехов, сказал о докторе Хавкине: «Это самый неизвестный человек».
Точное определение! Хавкин прожил жизнь как один трудный, изматывающий рабочий
день, – и вот уже брезжит закат, и синие сумерки всё гуще… И нет ни желания, ни
времени заботиться о прижизненном памятнике самому себе, а тропинки благодарной
памяти потомков так извилисты!
Мерило человеческой незаурядности –
стремление исправить несовершенство мира, изменить его к лучшему. Принять
несправедливость мира как аксиому и смириться с этим – не для думающего и
энергичного молодого человека. Борьба за неизведанное лучшее будущее во все
времена увлекала далеко не худших представителей рода человеческого. Одни из
них сложили свою голову в бою, другие, добравшись до власти, стали тиранами. Но
борьба за красивый мираж захватывала и засасывала, и самое трудное было – выйти
из круга борьбы или хотя бы пересмотреть ориентиры.
Хавкин не собирался стоять в
стороне от событий эпохи. Рабство, подслащенно называвшееся «крепостным правом»,
было отменено в России царем-освободителем Александром II спустя год после
рождения Маркуса-Вольфа. Империя открылась новым, свежим веяниям.
Город Бердянск, куда семья Хавкиных
переехала через несколько месяцев после рождения сына, не оставил глубокого
следа в истории человечества. Конечно, не все города так знамениты, как Париж
или Нью-Йорк, кроме того, как говорится, еще не вечер. Хотя можно вспомнить,
что именно в Бердянске, в семье городского головы, родился на свет мальчик,
которому суждено было стать лейтенантом Шмидтом – тем самым лейтенантом
Шмидтом, который, не задумываясь над последствиями, поднял бунт на «Очакове»,
протоптав тропинку к русской революции и вселенской кровавой смуте.
Школьные годы каменной кладкой
ложатся под всё здание нашей жизни. И бердянская гимназия наверняка оставила
след в жизни Владимира Хавкина. Однако, окончив гимназию, Хавкин едет в Одессу
– центр свободомыслия и культуры, жемчужину южного побережья Империи. В 1879
году молодой человек привлекательной наружности и недюжинной физической силы
поступает на первый курс естественного отделения знаменитого одесского
Новороссийского университета. Среди его профессоров – Сеченов, Ковалевский,
Мечников, Умов. Начинается новая жизнь – студенческая, самостоятельная,
замешенная на настойчивых мечтаниях о справедливости и свободе.
Толстые стены одесской Бродской
синагоги, куда после победы большевиков переехал областной архив, помогли
сохранить цепочку увлекательных эпизодов из студенческой жизни молодого
Хавкина. Когда бы не образцовое делопроизводство жандармерии и полиции, эти
тайные страницы остались бы не прочтенными никогда.
Мечтателей в России всегда было
хоть отбавляй. После декабристов, после раскрепощения крестьян, вдохнув ветра
гражданской свободы, пришли идеалисты-шестидесятники. Им на смену явились
семидесятники, ради народного счастья готовые на борьбу и самопожертвование,
вооруженные не только революционной теорией, но также бомбами и револьверами.
С одной из таких подвижниц – Верой
Фигнер по прозвищу Вера-револьвер – встречаются на тайной одесской явке члены
студенческого кружка народовольцев. Среди них и Владимир Хавкин. А спустя
какое-то время боевиками из «Народной воли» будет убит одесский
генерал-полицеймейстер Стрельников. Индивидуальный террор займет видное место в
практике российских революционеров. Политический сыск будет проявлять
повышенный интерес к «борцу за народное счастье» Владимиру Хавкину. Три его
ареста, последовавших один за другим, не закончились судом и каторгой только по
счастливой случайности: у охранки было недостаточно улик, доказывающих
причастность беспокойного студента к террору.
Но Хавкин оказался «на заметке» у
полиции. За ним следили, он был под гласным надзором. Организованные
выступления студентов против университетского начальства, в которых Хавкин был
замешан, привели в конце концов к его отчислению из Новороссийского
университета.
Отчисление в те времена – это еще
далеко не «волчий билет». В 1884 году в родном университете Хавкин получил
кандидатское звание, но – как «стороннее лицо», иными словами, экстерном.
К тому времени подающий надежды
ученик Мечникова дипломированный биолог Хавкин усомнился в том, что
революционный взрыв – кратчайший путь общества к справедливости и счастью.
Человеческая природа склонна к эволюции: это относится и к политической, и к
социальной сфере нашей жизни.
Поднадзорное существование было
невмоготу вольнолюбивому молодому человеку. Два пути лежало перед ним: либо на
сибирскую каторгу, либо на свободный Запад. Хавкин предпочел второй.
В.Хавкин в лаборатории И. И. Мечникова (стоит первый справа). 1892 год.
Как же часто в российской истории
именно такой выбор вставал перед думающим интеллигентом! Итак, на Запад…
«Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ». Впереди был Париж,
Европа, весь мир – несовершенный и жаждущий исцеления. Беспокойному одесскому
студенту не удалось исправить его и оздоровить бомбой и бунтом, но всё еще
впереди – жизнь, борьба, далекая смерть… Главное – всеми силами и любыми
средствами помочь ближнему своему. Где это сказано: «Спасая одного человека, ты
спасаешь человечество»?
На дворе 1888 год. Современная
передовая наука по силе своей не уступает взрывчатке народовольцев. Создать
противоядие от страшных болезней, преследующих людей от начала времен – подвиг
ничуть не меньший, чем излечить народы от язвы политической и социальной
несправедливости. В мире, где нет места милосердию, борьба с эпидемиями
является призванием ученого. И если плата за победу в этой борьбе – собственная
жизнь, – что ж, это оправданная жертва.
Париж! Дворцы и библиотеки,
Сорбонна, писатели и художники на Монмартре, кофейни на бульварах, лодки на
реке, сиреневые крыши Латинского квартала, умопомрачительные девчонки и красное
бургундское вино. И – свобода без границ!
Есть отчего закружиться голове
российского провинциала, есть причина пуститься во все тяжкие…
Но не ради парижских соблазнов
Владимир Хавкин покинул постылую отчизну. Наука спасет мир – об этом помнил
человек, отрекшийся от убийственной красоты политического бунта.
С помощью своего знаменитого
учителя Ильи Ильича Мечникова, к тому времени также перебравшегося в Париж из
Одессы, приват-доцент Хавкин устроился в Институт Пастера на вакантное место
помощника библиотекаря. Неважно, что должность и жалованье мизерны. Главное –
библиотека примыкает к лаборатории, колбы и реторты под рукой, можно
засиживаться над приборами до поздней ночи…
Недавно открытый международный
научный центр – Институт Пастера – занимал два дома по обе стороны тихой
парижской улочки. Во главе института стоял легендарный ученый Луи Пастер. Он
заглянул в мир микроскопических живых существ, он, первым в мире, победил
невидимых невооруженным глазом разносчиков страшной болезни – бешенства. Теперь
бешеная, с пеною на оскаленной пасти, собака перестала быть для человека синонимом
смерти.
Гениальный Пастер открыл ход к
победе над болезнью. Следуя этим путем, можно было избавить человечество от
других смертоносных несчастий – холеры и чумы. Эта грандиозная задача сделалась
целью жизни Владимира Хавкина, помощника библиотекаря.
Тут не до легких радостей жизни, не
до прогулок по бульварам. День за днем, ночь за ночью – опыты над сотнями
лабораторных животных, эксперименты, пробы, ошибки и снова пробы. Наконец
появилась на свет первая облегченная болезнетворная сыворотка Хавкина –
противохолерная вакцина. В его руках и концентрированный раствор – убийственный
холерный яд, зародыш бактериологической бомбы.
Доказать лечебные свойства вакцины
– значит публично продемонстрировать несомненный положительный результат.
Малейшая ошибка в расчетах может привести к смерти. А подвергать смертельной
опасности чью-либо жизнь – не в обычаях бывшего бомбиста… И Хавкин испытывает
препарат на себе. Убедившись же в его надежности – на своих
товарищах-народовольцах, укрывающихся в Париже от преследований царской
охранки.
Весной 1892 года в Туркестане была
зафиксирована массовая вспышка холеры. От южных границ империи болезнь
двинулась в глубь России. Европе угрожала пятая за один век эпидемия.
В. Хавкин проводит вакцинацию местного населения. Калькутта, 1893 год.
По просьбе Хавкина сам великий
Пастер предложил России новое средство для борьбы с болезнью. Но у жандармского
управления хорошая память: предложение бывшего мятежника и бунтовщика
решительно отклонили.
Впрочем, и в просвещенной Испании,
и даже в прекрасной Франции были отмечены очаговые вспышки холеры, но власти
этих стран не спешили принять помощь от русского эмигранта. Многие
прославленные медики считали саму идею вакцинации вредной и опасной затеей, они
готовы были на всё – лишь бы не допустить в высокий храм медицины какого-то
одесского зоолога с его микроскопическими тварями.
Англичане отличались большей
терпимостью и прагматизмом, они безошибочно угадали в докторе Хавкине и его
изобретении высокий научный и практический потенциал.
В британской Индии свирепствовала
очередная эпидемия холеры, смерть выкашивала целые деревни. Лондон предложил
ученому отправиться в Индию и занять там пост государственного бактериолога.
Хавкин согласился без раздумий.
Помощь должна прийти туда, где в ней нуждаются. Высшая цель ученого – помогать
страдающим людям, неважно кому: русским, евреям или индийцам, знакомым ему лишь
понаслышке. Владимиру Хавкину был чужд расизм – отвратительное инфекционное
заболевание, против которого и сегодня нет ни вакцины, ни противоядия.
Летом 1893 года государственный
бактериолог Британской короны Владимир Хавкин прибыл в Калькутту.
У него, как сказали бы сейчас, не
было ни кола, ни двора, ни семьи, которой он в своих изнурительных и опасных
занятиях так и не успел обзавестись.
В кратчайшие сроки в палаточном
городке Хавкин наладил массовое производство своей вакцины.
С помощниками, преимущественно
местными жителями, он, кочуя от одной нищей деревни к другой, месяцами не
вылезал из джунглей. Малярия, ядовитые змеи, случайная и непривычная пища – всё
это подтачивало даже его могучий организм. Между тем аборигены далеко не всегда
встречали своего спасителя с распростертыми объятиями. Сам вид медицинского
шприца с длинной стальной иглой вызывал у них смертельный ужас. У Хавкина было лишь
одно наглядное средство уговора, и он прибегал к нему раз за разом: снимал
сюртук и на всю длину иглы всаживал шприц себе в живот. Это действовало… После
двух лет каторжного труда смертность в охваченных эпидемией районах снизилась
на три четверти.
Незадолго до смерти Пастеру
показали препарат с только что выделенным микробом чумы. «Не сомневаюсь, что
придет день, когда один из моих учеников остановит чуму», – сказал Пастер.
Этим учеником стал Владимир Хавкин.
Осенью 1896 года чума пришла в
Бомбей. В срочном порядке государственный эпидемиолог перебазировался из
Калькутты в этот крупнейший индийский порт.
В Старом городе, в сохранившейся со
времен португальского владычества резиденции губернатора, Хавкин за три месяца
изготовил противочумную вакцину и 10 января 1897 года испытал ее на себе. Этот
день стал днем рождения Индийского национального института имени «махатмы
Хапкина».
Производство противочумной вакцины. Бомбей, конец 1890-х годов.
Начав свой путь в Бомбее,
противочумная вакцина Хавкина получила распространение во всем мире. За сорок
лет были привиты – и тем самым убереглись от смерти – более тридцати пяти
миллионов человек.
Бросая бомбы и стреляя из
пистолета, Владимир Хавкин вряд ли добился бы таких гуманитарных результатов.
Доктор Хавкин вышел на пенсию и
вернулся из Индии в Европу в 1915 году. В том же году он был приглашен военным
ведомством Великобритании для консультаций: вакцинировать ли направляемых в
колонии британских солдат? Военные проявили глубокий интерес к исследованиям и
практической деятельности ученого. Маловероятно, чтобы темы бесед с
руководителями министерства обороны ограничились лишь вопросами вакцинации. Но
большинство вопросов, обсуждаемых в этом ведомстве, надолго скрыты под грифом
«совершенно секретно».
К тому времени немцы уже применили
при Ипре отравляющие вещества – свое монопольное сверхоружие, ядовитый газ,
получивший название «иприт». В странах антигерманской коалиции – и прежде всего
в Англии – бились над созданием собственного оружия массового поражения, ни в чем
не уступающего немецкому газу, а еще лучше – превосходящего его.
Ясно было и дилетанту: тот, кто
справляется с чумой и холерой, может и запалить эту страшную болезнь в нужном
месте и в нужное время. Идея бактериологического оружия витала в воздухе над воюющей
Европой.
Достоверно неизвестно, чем
занимался Хавкин после возвращения из Индии: где он жил, с кем коротал
свободное время. Но, в конце концов, исчезнуть – неотъемлемое право всякого
свободного человека, тем более такого особенного, одинокого человека, как
Владимир Хавкин – ушедший на покой победитель холеры и чумы. Может быть, ему
обрыдло общество коллег, порой завистливых и неинтересных. Может, физическое
состояние этого силача и здоровяка пришло в упадок – и он стал ипохондриком и
затворником. Так или иначе, но в Лозанне, на берегу Женевского озера, мы
находим Владимира-Вольфа Хавкина уже во второй половине 1920-х годов.
Узкая полоска озерного побережья в
предгорьях Швейцарских Альп всегда была чем-то вроде отстойника мировых тревог
и суеты. И доктор Хавкин был одним из тех, кто прогуливался по зеленым,
ухоженным улицам Лозанны, спускался на берег, глядел на воду и на белых птиц
над водой. Он завершал свою жизнь, оставив след в жизни миллионов других людей.
Он вышел в свой последний путь. Но что же это за путь, если он не ведет
человека к Храму – духовному или рукотворному?
Именно здесь он обратился к Б-гу
отцов, Которого отвергал в молодости и о Котором задумался в зрелые годы.
Синагога Лозанны помнит усталую поступь этого человека, еврейская община чтит
память о нем. Большие деньги, пожертвованные им в 1927 году литовским ешивам,
возможно, помогли многим молодым людям уклониться от тех ошибок, которые
совершил Маркус-Зеев Хавкин во времена своей бурной одесской юности.
Институт имени В. Хавкина.
Так подошла к концу жизнь «самого
неизвестного человека», Владимира Хавкина, – одинокого скитальца, угрюмого
затворника. Разочарование в русских революционных фантазиях, изматывающие
блуждания в индийских джунглях, жизнь в тени – без семьи и детей, без веселых
приятелей – вот он, великий ученый, о котором так мало знает просвещенный мир,
человек, который почти неразличим в зеркале нашего времени.
А может, всё было не так? Может,
Владимир Хавкин – красавец и силач – прожил жизнь, как один яркий солнечный
день? Захватывающая дух, отважная одесская молодость, стремительное и успешное
бегство – куда? – в великолепную столицу мира – Париж! Блистательная научная
карьера, орден от Английской короны, огромные деньги, пожертвованные на благое
дело, преданные друзья, с которыми можно выпить по рюмке вина, сыграть в карты
или бильбоке и порассуждать о Б-ге, склонившемся над нами…
Что ж, может, так оно и было.
http://www.lechaim.ru/ARHIV/165/alabay.htm
|