А с сосками мужчины все же очевидно,как белый день! Что я помню из детства, когда у меня еще и намека не было на грудь... когда я выбегала на улицу (в деревне) и чувствовала например холод, то первым,что сжималось в моем организме - это соски)) далее сигнал передается от нервных окончаний в мозг, так как в соске целый пучок этих самых окончаний. Ежели жарко, то опять же сигнал в мозг,и тело расслабляется... так что у мужчин это в первую очередь терморегуляция, в самих же грудных железах находится и лимфатическая система - иммунитет. Ничего не бывает зря!! Ну тем более у мужчины!
нашла несколько грубых ошибок, увы надо переснять- не заметила при сьемке и монтаже. Водородные связи наоборот. И При обьяснении как пользоваться таблцей генетичесокго кода говорится одно и пишется и оказывается другое. Не А, а У
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ! (вместо предисловия) Автор учебника, который Вам предлагается, стремится позна¬комить Вас с началами экологии как науки, пробудить интерес к этой весьма актуальной и интересной отрасли знаний. В предлагаемой первой части учебника ставится цель показать, по каким закономерностям природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека; утвердить Вас в мысли, что среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности, и что сбережение этой среды возможно только при непре¬менном условии сохранения всего разнообразия жизни. Из этого следует, что любые попытки человека и человечества ре¬шить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современны¬ми техническими средствами, однозначно не состоятельны. Современная среда обитания и свойственная ей жизнь на Земле порождены живыми организмами многих геологических эпох, они же являются и условием продолжения жизни. Неверен даже са¬мый гуманный тезис, провозглашенный человеком: все окружаю¬щие существа - братья наши меньшие. Человек в существующем мире - самый младший брат, хотя и щедро наделенный старшими братьями разумом и невиданной силой. Свой разум и силу человек должен использовать не для того, чтобы больше взять у старших братьев, а также из их кладовых, наполнявшихся миллиарды лет, а для осознания того факта, что старшие братья существовали мил¬лионы лет без младшего и могут продолжать существование без него. Младший же без старших не проживет и нескольких дней. Поэтому силу и ум, дарованные ему старшими братьями, он ни в коем случае не должен использовать во вред им, часто немощным и беззащитным перед мощью человека, а в помощь, хотя бы для того, чтобы вернуть долги, залечить раны, искупить свою вину и не повторять ошибок. Тезис «меньших братьев» неверен и потому, что предполагает учение их уму-разуму. На самом же деле человек должен, наконец, осознать, что ему, и прежде всего ему, есть чему учиться у братьев старших, если не у каждого в отдельности, то уж у коллективно¬го разума - обязательно! Вторая часть пособия («Социальная и прикладная экология») по¬священа рассмотрению тех проблем, которые человек создал мгно¬вениями своей жизни в том мире, который многие миллионы и мил¬лиарды лет жил по своим нормам и правилам; каковы масштабы его деятельности и к чему надо стремиться, чтобы стать равным среди равных и не разрушить наш общий дом. К сожалению, пока далеко не все ясно, что конкретно надо делать для исправления сложившейся и усугубляющейся с каждым днем весьма тревож¬ной ситуации. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого на основе познания себя и мира, в котором мы живем, и прежде всего глубоких экологических знаний. Незнание и равнодушие - дорога в пропасть! Если этот учебник вызовет у Вас интерес к науке и учебной дис¬циплине, имя которой «Экология», а знакомство с ее проблемами хоть в какой-то мере заставит Вас задуматься о своем месте и роли в окружающем мире, автор будет глубоко удовлетворен и с благодарностью примет и учтет в дальнейшей работе все Ваши замечания и пожелания, которые можно направлять по адресу: 109004 Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18, МГОПУ, биолого-хи¬мический факультет. По этому же адресу можно приобрести книгу. ВВЕДЕНИЕ Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное вни¬мание человечества. Экологию рассматривают как науку и учебную дисципли¬ну, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой по¬нимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества. Термин «экология» был введен в употребление немецким есте¬ствоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос - дом, жилище; логос - учение). По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в осно¬ве правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого функциональ¬ного целого, что и подчеркивается приведенным выше определе¬нием экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды. Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это основополагающее положение часто не доучитывается: экологию сводят только к влиянию среды на организмы. Ошибоч¬ность таких положений очевидна, поскольку, как будет показано ниже, именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происхо¬дят по различным причинам. Концептуальные основы дисциплины. С момента появле¬ния «Экология» развивалась в рамках биологии практически на про¬тяжении целого века - до 60-70-х годов настоящего столетия. Че¬ловек в этих системах, как правило, не рассматривался - полага¬лось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биоло¬гическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук. В настоящее время термин «экология» существенно трансформиро¬вался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду. Сказанное позволяет дополнить определение «экологии» и назвать задачи, которые она призвана решать в настоящее время. Совре¬менную экологию можно рассматривать как науку, занимаю¬щуюся изучением взаимоотношений организмов, в том чис¬ле и человека, со средой, определением масштабов и допус¬тимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кри¬зиса, который приобрел (или приобретает) глобальные мас¬штабы - в пределах всей планеты Земля. Становится все более ясным, что человек очень мало знает о сре¬де, в которой он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) -одна из важнейших задач современной экологии и экологического об¬разования. Ясно, что она может решаться лишь при условии изучения не только «Дома», но и его обитателей, их образа жизни. Содержание термина «экология», таким образом, приобрело социально-политический, философский аспект. Она стала проникать практически во все отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических наук, она активно внедряется в гуманитарные области зна¬ний. Экология при этом рассматривается не только как самостоятель¬ная дисциплина, а как мировоззрение, призванное пронизывать все на¬уки, технологические процессы и сферы деятельности людей. Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере, по двум направлениям через изучение специаль¬ных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, про¬изводственной и педагогической деятельности. Решению этих крайне актуальных вопросов и призван помочь пред¬лагаемый курс. Как отмечено в аннотации, основной целью его явля¬ется изложение тех основ экологии, с которыми должен быть знаком каждый обучающийся вне зависимости от его специальности. Сказан¬ное не исключает, а полагает, что вопросы, ориентированные на конк¬ретные отрасли знаний, должны рассматриваться в специальных эколо¬гических курсах. Ясно, что без основательной общеэкологической под¬готовки экологизация образования, как и деятельности человека, прак¬тически невозможна, а если она и проводится - то либо не достигает цели, либо имеет результат, противоположный ожидаемому, так как ба¬зируется на случайных, часто фрагментарных положениях, что недопу¬стимо для системной науки, к рангу которой относится «Экология». Наряду с экологическим образованием существенное внимание уделяется экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного общеэкологического образования решение этой задачи также весьма проблематично. Между тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной монетой в достижении определенных поли¬тических целей, положения в обществе. В разряд экологических нередко возводятся вопросы, относящи¬еся к отраслям производства, видам и результатам деятельности человека, просто если к ним добавляют модное слово «экология». Так появляются несуразные выражения, в том числе и в печати, типа «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная экология», «ис¬порченная экология» и др. Это равнозначно присвоению таких же эпитетов математике, физике, истории, педагогике и т. п. По этому же принципу ранг экологии присваивается многим раз¬делам гуманитарных (философии, социологии, экономики) и есте¬ственных наук (биологии, естествознания, географии). Несмотря на отмеченные неясности и издержки в понимании объ¬ема, содержания и использования термина «экология», несомненным остается факт ее крайней актуальности в настоящее время. Предлагаемая первая часть учебника («Общая экология») является теоретической базой второй («Социальная и прикладная экология»), кото¬рая, в свою очередь, является логическим продолжением первой. В та¬ком случае более частные вопросы рассматриваются в ранге отдельных проблем названных выше двух крупных разделов (частей). Так, напри-мер, во второй части пособия рассматриваются экологические проблемы (но не «экологии») промышленности, земельных ресурсов, продовольствия, водных ресурсов, городов, энергетики, народонаселения, состояния сре¬ды и здоровья и др. В обобщенном виде «Общая экология» изучает наиболее об¬щие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях. «Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в си¬стеме «общество - природа», специфическую роль человека в си¬стемах различного ранга, отличие этой роли от других живых су¬ществ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования. «Прикладная экология» призвана решать конкретные вопро¬сы природопользования, определять допустимые нагрузки на сре¬ду, разрабатывать методы управления природными системами (эко¬системами) и способы «экологизации» различных видов деятель¬ности человека. С точки зрения основного содержания предмета «Общая эколо¬гия» есть не что иное, как экология природных систем и уче¬ние о природной среде, а «Социальная и прикладная эколо¬гия» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и уче¬ние о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде. Краткий исторический очерк. Общеэкологические подходы к рассмотрению и оценке природных явлений имеют длительную исто¬рию. По сути своей в значительной мере экологичными были труды первых ученых-естествоиспытателей, искавших зависимости между свойствами живых существ и условиями обитания: Аристотель (384-322 г. до н. э.), его ученик-ботаник Теофраст (371-280 г. до н. э.). Много ценных материалов поставили исследователи-натуралисты, за¬нимавшиеся описанием и систематизацией растений и животных. Особо следует выделить труд Ч. Дарвина «Происхождение ви¬дов» (1859), в котором большое внимание уделяется приспособлени¬ям (адаптациям) и взаимоотношениям организмов. Э. Геккель, вво¬дя термин «экология», отмечал, что одной из задач данной науки яв¬ляется исследование всех тех взаимоотношений организмов, кото¬рые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование. Из отечественных ученых наиболее существенный вклад в раз¬витие отдельных разделов общей экологии и прежде всего систем¬ный взгляд на природные явления внесли исследования почвоведа-географа В. В. Докучаева (1846-1903) и его школы (Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский и др.). В. В. Докучаев показал тесную взаимосвязь живых организмов и неживой природы на при¬мере почвообразования и выделения природных зон. Г. Ф. Морозов (1867-1920) раскрыл всесторонние связи в лесных сообществах и рассмотрел их как единые системы, включающие весь свойствен¬ный им комплекс живых организмов и условий обитания, их средообразовательную роль. В этом же направлении, но применительно к решению конкретных вопросов степного лесоразделения, проводил свои исследования ботаник, почвовед, географ Г.Н.Высоцкий (1865-1940). В. И. Вернадский (1863-1945) системный подход применил к рас¬крытию основополагающих геологических явлений и их эволюции, показал определяющую роль живых организмов и продуктов их жиз¬недеятельности в этих явлениях, стал автором учения о биосфере и закономерностях ее существования, устойчивости и развития. Оригинальны и интересны исследования В. Н. Сукачева (1880-1967), посвятившего многие годы комплексному изучению лесных систем (сообществ), результатом чего явилось всесторон¬нее рассмотрение единства и взаимообусловленности природных явлений, живой и неживой материи. Им в 1942 г. введен в науку термин «биогеоценоз», раскрыто его содержание. Несколько раньше (в 1935 г.) подобные идеи сформулировал ан¬глийский ботаник-эколог А. Тенсли и ввел в науку термин «экосис¬тема», дал его определение. В настоящее время эти понятия явля¬ются определяющими для экологии как науки. В числе других ученых, которые либо развивали, либо обогаща¬ли различные аспекты общей экологии как науки (многие из них являются авторами учебников и учебных пособий), следует назвать Д. Н. Кашкарова, Ч. Элтона, Н. П. Наумова, С. С. Шварца, М. С. Гилярова - труды по вопросам экологии животных; А. П. Шенникова, Ф. Клементса, В. Лархера и др. - комплекс работ по эколо¬гии растений; Г. Одума, Ю. Одума, Р. Уиттекера, Р. Риклефса, М. Бигона и др., Р. Дажо, Н. М. Чернову, А. М. Былову, В. А. Радкевича, И. Н. Пономареву, И. А. Шилова и др. - учебники и учеб¬ные пособия по проблемам общей экологии. Одно из первых высказываний, относящихся к сфере социальной экологии, принадлежит французскому естествоиспытателю-эволю¬ционисту Жану-Батисту Ламарку (1744-1829). Он, наряду с рас¬крытием ряда закономерностей влияния среды на организмы, впер¬вые обратил серьезное внимание на специфическую роль человека и ее возможные катастрофические последствия. Он писал: «Мож¬но, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Это высказывание перекликает¬ся с «Пророчествами» Леонардо да Винчи (1452-1519), предрекавшего появление существ, результаты деятельности которых «... ничего не оставят ни на земле, ни под водой, что не было бы преследуемо и не подвергалось искоренению...». Различные аспекты экологии и смежных с ней дисциплин содер¬жатся в трудах и учебниках М. И. Будыко, Н. Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А. В. Яблокова, Б. Г. Розанова, Б. Коммонера, а также в переведенных в последнее время на русский язык обстоятельных сводках по вопросам различных проблем экологии Б. Небела, Т. Миллера, П. Ревелля, Ч. Ревелля, Л. Р. Брауна и других авторов. Следует также обратить внимание на оригинальный труд «Пробле¬мы экологии России», авторами которого являются К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и другие ученые. В целом основная задача курса сводится к формированию об¬щих основ системного взгляда на природные и техногенные про¬цессы как базы для оптимизации деятельности и поведения чело¬века в окружающем мире с целью поиска путей относительно ста¬бильного, а в дальнейшем и устойчивого развития общества, к чему призвала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На первый взгляд, казалось бы, возможно при знакомстве с эко¬логией как дисциплиной ограничиться ее прикладными аспектами и прежде всего мероприятиями по оздоровлению среды, которые сводятся в конечном счете к определенной системе технологичес¬ких требований, административных запретов и санкций. Однако та¬кой подход недостаточен и односторонен, поскольку не позволяет видеть глубинные причины сложившейся экологической ситуации и тем более обоснованно прогнозировать возможные и часто труд-нопредсказуемые последствия планируемых или осуществляемых действий, в том числе и с самыми благими намерениями. Поэтому крайне важно рассмотреть основные положения общей экологии, которая, как отмечалось, является теоретической основой для ре¬шения проблем рационального природопользования и охраны при¬роды, базовой для социальной и прикладной экологии, а также для других, более частных экологических дисциплин.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Зайти на портал
СКАЙП/ В КОНТАКТЕ
Онлайн консультация
Если повезёт)) Нажимайте на все что пишется. Не обращайте внимание на слова про необходимые приложения или поставьте там галочку. Там просто!!
ВКонтакте))