Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 07:59

Меню портала
Категории раздела
Атмосфера загрязнение [5]
Гидросфера загрязнение [2]
Литосфера загрязнение [2]
Экология видео [2]
Экология интересное [3]
Экология законодательная база [1]
Экологический паспорт [0]
Экология лекции [3]
Mini chat
Наш опрос
Какие материалы Вам помогли
Всего ответов: 1692
Переводчик онлайн
Перевод на:

Тематика:
Что помогло?
Что помогло мне на сайте?
Всего ответов: 615
ПОМОЩНИКИ
Интерактивный конвертер физических величин величин Анатомия человека онлайн Задачи по генетике онлайн решение Поисковая система для решений уравнений по химии Таблица Менделеева и там все про элементы если нажать на символ в клеточке. Правда на английском, но пользоваться реально
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние комменты
wink
митохондриальная ДНК, предки и родычи современного человека и происхождение жизни в этом видеоуроке с картинками
wink
отличный видеоурок, доступно и понятно
wink
спасибо за дополнение к теме)
А с сосками мужчины все же очевидно,как белый день! Что я помню из детства, когда у меня еще и намека не было на грудь... когда я выбегала на улицу (в деревне) и чувствовала например холод, то первым,что сжималось в моем организме - это соски)) далее сигнал передается от нервных окончаний в мозг, так как в соске целый пучок этих самых окончаний. Ежели жарко, то опять же сигнал в мозг,и тело расслабляется... так что у мужчин это в первую очередь терморегуляция, в самих же грудных железах находится и лимфатическая система - иммунитет. Ничего не бывает зря!! Ну тем более у мужчины!
нашла несколько грубых ошибок, увы надо переснять- не заметила при сьемке и монтаже. Водородные связи наоборот. И При обьяснении как пользоваться таблцей генетичесокго кода говорится одно и пишется и оказывается другое. Не А, а У
Этот опыт явно не удался у ребят. Но канал интереный, рекомндую. Много други интересных сюжетов wink
Хороший видеоурок, спасибо
YouTube import
Администрация
@lg

Каталог файлов

Главная » Файлы » ЭКОЛОГИЯ » Экология интересное

Н.А.Воронков Основы общей экологии
[ Скачать с сервера (628.0 Kb) ] 13.02.2012, 15:36
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ! (вместо предисловия)
Автор учебника, который Вам предлагается, стремится позна¬комить Вас с началами экологии как науки, пробудить интерес к этой весьма актуальной и интересной отрасли знаний.
В предлагаемой первой части учебника ставится цель показать, по каким закономерностям природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека; утвердить Вас в мысли, что среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности, и что сбережение этой среды возможно только при непре¬менном условии сохранения всего разнообразия жизни. Из этого следует, что любые попытки человека и человечества ре¬шить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современны¬ми техническими средствами, однозначно не состоятельны.
Современная среда обитания и свойственная ей жизнь на Земле порождены живыми организмами многих геологических эпох, они же являются и условием продолжения жизни. Неверен даже са¬мый гуманный тезис, провозглашенный человеком: все окружаю¬щие существа - братья наши меньшие. Человек в существующем мире - самый младший брат, хотя и щедро наделенный старшими братьями разумом и невиданной силой. Свой разум и силу человек должен использовать не для того, чтобы больше взять у старших братьев, а также из их кладовых, наполнявшихся миллиарды лет, а для осознания того факта, что старшие братья существовали мил¬лионы лет без младшего и могут продолжать существование без него. Младший же без старших не проживет и нескольких дней. Поэтому силу и ум, дарованные ему старшими братьями, он ни в коем случае не должен использовать во вред им, часто немощным и беззащитным перед мощью человека, а в помощь, хотя бы для того, чтобы вернуть долги, залечить раны, искупить свою вину и не повторять ошибок.
Тезис «меньших братьев» неверен и потому, что предполагает учение их уму-разуму. На самом же деле человек должен, наконец, осознать, что ему, и прежде всего ему, есть чему учиться у братьев старших, если не у каждого в отдельности, то уж у коллективно¬го разума - обязательно!
Вторая часть пособия («Социальная и прикладная экология») по¬священа рассмотрению тех проблем, которые человек создал мгно¬вениями своей жизни в том мире, который многие миллионы и мил¬лиарды лет жил по своим нормам и правилам; каковы масштабы его деятельности и к чему надо стремиться, чтобы стать равным среди равных и не разрушить наш общий дом. К сожалению, пока далеко не все ясно, что конкретно надо делать для исправления сложившейся и усугубляющейся с каждым днем весьма тревож¬ной ситуации. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого на основе познания себя и мира, в котором мы живем, и прежде всего глубоких экологических знаний. Незнание и равнодушие - дорога в пропасть!
Если этот учебник вызовет у Вас интерес к науке и учебной дис¬циплине, имя которой «Экология», а знакомство с ее проблемами хоть в какой-то мере заставит Вас задуматься о своем месте и роли в окружающем мире, автор будет глубоко удовлетворен и с благодарностью примет и учтет в дальнейшей работе все Ваши замечания и пожелания, которые можно направлять по адресу: 109004 Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18, МГОПУ, биолого-хи¬мический факультет. По этому же адресу можно приобрести книгу.
ВВЕДЕНИЕ
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное вни¬мание человечества.
Экологию рассматривают как науку и учебную дисципли¬ну, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой по¬нимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.
Термин «экология» был введен в употребление немецким есте¬ствоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос - дом, жилище; логос - учение).
По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в осно¬ве правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого функциональ¬ного целого, что и подчеркивается приведенным выше определе¬нием экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды.
Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это основополагающее положение часто не доучитывается: экологию сводят только к влиянию среды на организмы. Ошибоч¬ность таких положений очевидна, поскольку, как будет показано ниже, именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происхо¬дят по различным причинам.
Концептуальные основы дисциплины. С момента появле¬ния «Экология» развивалась в рамках биологии практически на про¬тяжении целого века - до 60-70-х годов настоящего столетия. Че¬ловек в этих системах, как правило, не рассматривался - полага¬лось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биоло¬гическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.
В настоящее время термин «экология» существенно трансформиро¬вался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду.
Сказанное позволяет дополнить определение «экологии» и назвать задачи, которые она призвана решать в настоящее время. Совре¬менную экологию можно рассматривать как науку, занимаю¬щуюся изучением взаимоотношений организмов, в том чис¬ле и человека, со средой, определением масштабов и допус¬тимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кри¬зиса, который приобрел (или приобретает) глобальные мас¬штабы - в пределах всей планеты Земля.
Становится все более ясным, что человек очень мало знает о сре¬де, в которой он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) -одна из важнейших задач современной экологии и экологического об¬разования. Ясно, что она может решаться лишь при условии изучения не только «Дома», но и его обитателей, их образа жизни.
Содержание термина «экология», таким образом, приобрело социально-политический, философский аспект. Она стала проникать практически во все отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических наук, она активно внедряется в гуманитарные области зна¬ний. Экология при этом рассматривается не только как самостоятель¬ная дисциплина, а как мировоззрение, призванное пронизывать все на¬уки, технологические процессы и сферы деятельности людей.
Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере, по двум направлениям через изучение специаль¬ных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, про¬изводственной и педагогической деятельности.
Решению этих крайне актуальных вопросов и призван помочь пред¬лагаемый курс. Как отмечено в аннотации, основной целью его явля¬ется изложение тех основ экологии, с которыми должен быть знаком каждый обучающийся вне зависимости от его специальности. Сказан¬ное не исключает, а полагает, что вопросы, ориентированные на конк¬ретные отрасли знаний, должны рассматриваться в специальных эколо¬гических курсах. Ясно, что без основательной общеэкологической под¬готовки экологизация образования, как и деятельности человека, прак¬тически невозможна, а если она и проводится - то либо не достигает цели, либо имеет результат, противоположный ожидаемому, так как ба¬зируется на случайных, часто фрагментарных положениях, что недопу¬стимо для системной науки, к рангу которой относится «Экология».
Наряду с экологическим образованием существенное внимание уделяется экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного общеэкологического образования решение этой задачи также весьма проблематично.
Между тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной монетой в достижении определенных поли¬тических целей, положения в обществе.
В разряд экологических нередко возводятся вопросы, относящи¬еся к отраслям производства, видам и результатам деятельности человека, просто если к ним добавляют модное слово «экология». Так появляются несуразные выражения, в том числе и в печати, типа «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная экология», «ис¬порченная экология» и др. Это равнозначно присвоению таких же эпитетов математике, физике, истории, педагогике и т. п.
По этому же принципу ранг экологии присваивается многим раз¬делам гуманитарных (философии, социологии, экономики) и есте¬ственных наук (биологии, естествознания, географии).
Несмотря на отмеченные неясности и издержки в понимании объ¬ема, содержания и использования термина «экология», несомненным остается факт ее крайней актуальности в настоящее время.
Предлагаемая первая часть учебника («Общая экология») является теоретической базой второй («Социальная и прикладная экология»), кото¬рая, в свою очередь, является логическим продолжением первой. В та¬ком случае более частные вопросы рассматриваются в ранге отдельных проблем названных выше двух крупных разделов (частей). Так, напри-мер, во второй части пособия рассматриваются экологические проблемы (но не «экологии») промышленности, земельных ресурсов, продовольствия, водных ресурсов, городов, энергетики, народонаселения, состояния сре¬ды и здоровья и др.
В обобщенном виде «Общая экология» изучает наиболее об¬щие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
«Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в си¬стеме «общество - природа», специфическую роль человека в си¬стемах различного ранга, отличие этой роли от других живых су¬ществ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.
«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопро¬сы природопользования, определять допустимые нагрузки на сре¬ду, разрабатывать методы управления природными системами (эко¬системами) и способы «экологизации» различных видов деятель¬ности человека.
С точки зрения основного содержания предмета «Общая эколо¬гия» есть не что иное, как экология природных систем и уче¬ние о природной среде, а «Социальная и прикладная эколо¬гия» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и уче¬ние о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.
Краткий исторический очерк. Общеэкологические подходы к рассмотрению и оценке природных явлений имеют длительную исто¬рию. По сути своей в значительной мере экологичными были труды первых ученых-естествоиспытателей, искавших зависимости между свойствами живых существ и условиями обитания: Аристотель (384-322 г. до н. э.), его ученик-ботаник Теофраст (371-280 г. до н. э.). Много ценных материалов поставили исследователи-натуралисты, за¬нимавшиеся описанием и систематизацией растений и животных.
Особо следует выделить труд Ч. Дарвина «Происхождение ви¬дов» (1859), в котором большое внимание уделяется приспособлени¬ям (адаптациям) и взаимоотношениям организмов. Э. Геккель, вво¬дя термин «экология», отмечал, что одной из задач данной науки яв¬ляется исследование всех тех взаимоотношений организмов, кото¬рые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование.
Из отечественных ученых наиболее существенный вклад в раз¬витие отдельных разделов общей экологии и прежде всего систем¬ный взгляд на природные явления внесли исследования почвоведа-географа В. В. Докучаева (1846-1903) и его школы (Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский и др.). В. В. Докучаев показал тесную взаимосвязь живых организмов и неживой природы на при¬мере почвообразования и выделения природных зон. Г. Ф. Морозов (1867-1920) раскрыл всесторонние связи в лесных сообществах и рассмотрел их как единые системы, включающие весь свойствен¬ный им комплекс живых организмов и условий обитания, их средообразовательную роль. В этом же направлении, но применительно к решению конкретных вопросов степного лесоразделения, проводил свои исследования ботаник, почвовед, географ Г.Н.Высоцкий (1865-1940).
В. И. Вернадский (1863-1945) системный подход применил к рас¬крытию основополагающих геологических явлений и их эволюции, показал определяющую роль живых организмов и продуктов их жиз¬недеятельности в этих явлениях, стал автором учения о биосфере и закономерностях ее существования, устойчивости и развития.
Оригинальны и интересны исследования В. Н. Сукачева (1880-1967), посвятившего многие годы комплексному изучению лесных систем (сообществ), результатом чего явилось всесторон¬нее рассмотрение единства и взаимообусловленности природных явлений, живой и неживой материи. Им в 1942 г. введен в науку термин «биогеоценоз», раскрыто его содержание.
Несколько раньше (в 1935 г.) подобные идеи сформулировал ан¬глийский ботаник-эколог А. Тенсли и ввел в науку термин «экосис¬тема», дал его определение. В настоящее время эти понятия явля¬ются определяющими для экологии как науки.
В числе других ученых, которые либо развивали, либо обогаща¬ли различные аспекты общей экологии как науки (многие из них являются авторами учебников и учебных пособий), следует назвать Д. Н. Кашкарова, Ч. Элтона, Н. П. Наумова, С. С. Шварца, М. С. Гилярова - труды по вопросам экологии животных; А. П. Шенникова, Ф. Клементса, В. Лархера и др. - комплекс работ по эколо¬гии растений; Г. Одума, Ю. Одума, Р. Уиттекера, Р. Риклефса, М. Бигона и др., Р. Дажо, Н. М. Чернову, А. М. Былову, В. А. Радкевича, И. Н. Пономареву, И. А. Шилова и др. - учебники и учеб¬ные пособия по проблемам общей экологии.
Одно из первых высказываний, относящихся к сфере социальной экологии, принадлежит французскому естествоиспытателю-эволю¬ционисту Жану-Батисту Ламарку (1744-1829). Он, наряду с рас¬крытием ряда закономерностей влияния среды на организмы, впер¬вые обратил серьезное внимание на специфическую роль человека и ее возможные катастрофические последствия. Он писал: «Мож¬но, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Это высказывание перекликает¬ся с «Пророчествами» Леонардо да Винчи (1452-1519), предрекавшего появление существ, результаты деятельности которых «... ничего не оставят ни на земле, ни под водой, что не было бы преследуемо и не подвергалось искоренению...».
Различные аспекты экологии и смежных с ней дисциплин содер¬жатся в трудах и учебниках М. И. Будыко, Н. Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А. В. Яблокова, Б. Г. Розанова, Б. Коммонера, а также в переведенных в последнее время на русский язык обстоятельных сводках по вопросам различных проблем экологии Б. Небела, Т. Миллера, П. Ревелля, Ч. Ревелля, Л. Р. Брауна и других авторов. Следует также обратить внимание на оригинальный труд «Пробле¬мы экологии России», авторами которого являются К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и другие ученые.
В целом основная задача курса сводится к формированию об¬щих основ системного взгляда на природные и техногенные про¬цессы как базы для оптимизации деятельности и поведения чело¬века в окружающем мире с целью поиска путей относительно ста¬бильного, а в дальнейшем и устойчивого развития общества, к чему призвала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
На первый взгляд, казалось бы, возможно при знакомстве с эко¬логией как дисциплиной ограничиться ее прикладными аспектами и прежде всего мероприятиями по оздоровлению среды, которые сводятся в конечном счете к определенной системе технологичес¬ких требований, административных запретов и санкций. Однако та¬кой подход недостаточен и односторонен, поскольку не позволяет видеть глубинные причины сложившейся экологической ситуации и тем более обоснованно прогнозировать возможные и часто труд-нопредсказуемые последствия планируемых или осуществляемых действий, в том числе и с самыми благими намерениями. Поэтому крайне важно рассмотреть основные положения общей экологии, которая, как отмечалось, является теоретической основой для ре¬шения проблем рационального природопользования и охраны при¬роды, базовой для социальной и прикладной экологии, а также для других, более частных экологических дисциплин.
Категория: Экология интересное
Просмотров: 3338 | Загрузок: 649 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 @lg  
Огромное спасибо!!!! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Зайти на портал
Логин:
Пароль:
СКАЙП/ В КОНТАКТЕ
Онлайн консультация Если повезёт)) Нажимайте на все что пишется. Не обращайте внимание на слова про необходимые приложения или поставьте там галочку. Там просто!! Мой статус ВКонтакте))
Портал существует
Поиск
Друзья портала
  • скачать фильмы
  • Сообщество uCoz
  • Anyfiles
  • Торрент - тут есть все)
  • Наука и жизнь
  • Комсомольская Правда
  • Химия и жизнь
  • Аргументы и Факты
  • Все о футболе
  • Офф.сайт города ОДЕССА
  • Караоке по русски
  • Игры для телефонов
  • АЛЛО - интернет- магазин
  • Компьютерный магазин ТиД
  • Свобода Разума
  • Прогноз погоды-бывший гидрометеоцентр СССР
  • Одесский автомобильно - дорожный колледж/
  • Музыкальный сайт - Новинки музыки by @lg New music by @lg Презентации по культуре и искусству. Шаблоны PowerPoint
    Архив записей
    Подсказка
    текст ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОНЛАЙН Українська енціклопедія Телефонный справочник Украины Одессы и стран СНГНИГМА ХИМИЯ ПОИСКОВАЯ СПРАВОЧНАЯ ПРОГРАММА НИГМА ХИМИЯ ПОИСКОВАЯ СПРАВОЧНАЯ ПРОГРАММА
    Мы поможем вам!
    Егэ в 2011 году Calculate Molar Mass Молярные массы Массовые доли элементов онлайн Chemical portal Химический портал с онлайн решалками Українська інтернет-енциклопедія Класс!ная физика

    Copyright By Ivolga Corp © 2024