Содержание
Введение
Значительный рост всех отраслей народного хозяйства требует
перемещения большого количества грузов и пассажиров. Высокая
маневренность, проходимость и приспособленность для работы в различных
условиях делает автомобиль одним из основных средств перевозки грузов и
пассажиров. Важную роль играет автомобильный транспорт в освоении
восточных и нечерноземных районов России. Отсутствие развитой сети
железных дорог и ограничение возможностей использования рек для
судоходства делает автомобиль главным средством передвижения в этих
районах. Автомобильный транспорт в России обслуживает все отрасли
народного хозяйства и занимает одно из ведущих мест в единой
транспортной системе страны. На долю автомобильного транспорта
приходится свыше 80 % грузов, перевозимых всеми видами транспорта вместе
взятыми, и более 70 % пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт
создан в результате развития новой отрасли народного хозяйства –
автомобильной промышленности, которая на современном этапе является
одним из основных звеньев отечественного машиностроения.
Начало создания автомобиля было положено более двухсот лет назад
(название «автомобиль» происходит от греческого слова autos – «сам» и
латинского mobilis – «подвижный»), когда стали изготовлять
«самодвижущиеся» повозки. Впервые они появились в России. В 1752 году
русский механик – самоучка крестьянин Л. Шамшуренков создал довольно
совершенную для своего времени «само беглую коляску», приводимую в
движение силой двух человек. Позднее русский изобретатель И.П.Кулибин
создал «самокатную тележку» с педальным приводом. С появлением паровой
машины создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось вперед. В
1869 – 1870 гг. Ж. Кюньо во Франции, а через несколько лет и в Англии
были построены паровые автомобили. Широкое распространение автомобиля
как транспортного средства начинается с появление двигателя внутреннего
сгорания. В 1885 г. Г.Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновым
двигателем, а в 1886 г. К. Бенц – трехколесную повозку. Примерно в это
же время в индустриально развитых странах (Франция, Великобритания, США)
создаются автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В конце ХIХ
века в ряде стран возникла автомобильная промышленность. В царской
России неоднократно делались попытки организовать собственное
машиностроение. В 1908 г. производство автомобилей было организовано на
Русско–Балтийском вагоностроительном заводе в Риге. В течение шести лет
здесь выпускались автомобили, собранные в основном из импортных частей.
Всего завод построил 451 легковой автомобиль и небольшое количество
грузовых автомобилей. В 1913 г. автомобильный парк в России составлял
около 9000 автомобилей, из них большая часть – зарубежного производства.
После Великой Октябрьской социалистической революции практически заново
пришлось создавать отечественную автомобильную промышленность. Начало
развития российского автомобилестроения относится к 1924 году, когда в
Москве на заводе АМО были построены первые грузовые автомобили АМО-Ф-15.
В период 1931-1941 г.г. создается крупносерийное и массовое
производство автомобилей. В 1931 г. на заводе АМО началось массовое
производство грузовых автомобилей. В 1932 г. вошел в строй завод ГАЗ. В
1940 г. начал производство малолитражных автомобилей Московский завод
малолитражных автомобилей. Несколько позже был создан Уральский
автомобильный завод. За годы послевоенных пятилеток вступили в строй
Кутаисский, Кременчугский, Ульяновский, Минский автомобильные заводы.
Начиная с конца 60-х г.г., развитие автомобилестроения характеризуется
особо быстрыми темпами. В 1971 г. вступил в строй Волжский автомобильный
завод им. 50-летия СССР. За последние годы заводами автомобильной
промышленности освоены многие образцы модернизированной и новой
автомобильной техники, в том числе для сельского хозяйства,
строительства, торговли, нефтегазовой и лесной промышленности.
Миравтомобильного транспорта разнообразен, но «сердцем» подавляющего большинства транспортных средств, служит тепловой двигатель.[1], [4].
Цели: обобщить знания учащихся о транспортных
средствах; выяснить роль тепловых и других двигателей в жизни мирового
сообщества, раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем и
убедиться в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас
природе.
Задачи: проследить исторический опыт человечества по
использованию и применению ДВС; провести исследование, подтверждающее
влияние транспорта на окружающую среду; оценить пути решения
экологических проблем.
Актуальность проблемы: актуальность данной темы
обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и
решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье
населения.
Новизна и практическое значение: впервые была
обследована и оценена загрязненность территории, прилегающей к участку
школы № 26 выхлопными газами автотранспорта. Результаты исследования
будут доведены до сведения учеников и жителей поселка Верхнезареченский,
чтобы привлечь к бережному отношению к природе.
Глава 1. Литературный обзор.
1.1. Влияние транспорта на окружающую среду.
Как известно, экологическая обстановка на Земле и в нашей стране
продолжает ухудшаться: озоновая дыра в Антарктике не уменьшается, а
загрязненность Мирового океана и воздушной оболочки планеты повышается.
Известно, что более 60 млн. тонн вредных веществ выбрасывают в атмосферу
ежегодно наши промышленные предприятия, около 37 млн. тонн таких
веществ попадает в нее вместе с выхлопными газами автотранспорта,
примерно 30 млрд. м3 воды, загрязненной промышленными и бытовыми
отходами, стекает в реки, озера, моря. В более чем 100 городах, где
проживает приблизительно 50 млн. человек, предельно допустимые
концентрации вредных веществ, превышены в 10 (и больше!) раз.
Автомобили на сегодняшний день в России - главная причина загрязнения
воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. В
России автомобиль имеет каждый десятый житель, а в больших городах -
каждый пятый. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что
загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см. от поверхности земли и,
особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Автомобили
выбрасывают в атмосферу диоксид и оксид углерода, оксиды азота,
формальдегид, бензол, бензопирен, сажу (всего около 300 различных
токсичных веществ). При истирании автомобильных шин об асфальт атмосфера
загрязняется резиновой пылью, вредной для здоровья человека. Автомобиль
расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой
автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира
расходуют на дыхание в течение года. С ростом числа автомобилей
уменьшается площадь, занятая растительностью, которая дает кислород и
очищает атмосферу от пыли и газа, все больше места занимают площадки для
парковок, гаражи и автомобильные дороги. На свалках скапливаются
изношенные шины, ржавые корпуса. Впрочем, старые кузова автомобилей
можно увидеть и во дворах и на пустырях.
Автомобили загрязняют почву. Одна тонна бензина, сгорая, выделяет
500-800 кг. вредных веществ. Если двигатель машины работает на бензине, с
добавлением свинца, то они загрязняют почву этим тяжелым металлом вдоль
дороги в полосе шириной 50-100 м, а если дорога идет вверх, и двигатель
работает с нагрузкой, и загрязненная полоса имеет ширину до 400 м!
Свинец, загрязняющий почву, накапливается растениями, которыми питаются
животные. С молоком и мясом металл попадает в организм человека и может
стать причиной тяжелых болезней.
Волгоградская область относится к территории с невысокой плотностью
дорожной сети (всего 72 км. на 100 км2), однако в расчете на одного
жителя в год выбрасывается до 126 кг. вредных веществ в атмосферу.
Количество автомобильного транспорта, по данным Волгоградского
областного Госкомстата, по сравнению с 2002 г., увеличилось на 1900 ед.
Объем выбросов от автотранспорта (без учета транзитного) составляет
563,05 тыс. тонн в год.
Рис. 2. Что выбрасывают тепловые двигатели из выхлопной трубы
Вступая в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о
том, что природные ресурсы не бесконечны и технология любой продукции
должна удовлетворять такому основному, с экологической точки зрения,
требованию, как минимальное потребление материалов и энергии. Они хорошо
должны знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений,
уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное
течение процессов. У них должно быть сознание приоритетности решения
экологических проблем при осуществлении любых проектов, создании машин и
механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое
убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды
того или иного мероприятия оно не должно реализоваться. При этом важно
укрепить такую жизненную позицию: небрежное, безответственное отношение к
природе безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы
обогащает духовный мир человека, возвышает его моральные принципы. Ведь,
по словам писателя С. П. Залыгина, «отношение человека к окружающей
среде - это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа,
его отношение к другим людям». [2]
1.2. Двигатели внутреннего сгорания.
В настоящее время существует большое количество устройств,
использующих тепловое расширение газов. К таким устройствам относятся
карбюраторный двигатель, дизели, турбореактивные двигатели и т.д.
Тепловые двигатели могу быть разделены на две основные группы: 1.
Двигатели с внешним сгоранием - паровые машины, паровые турбины,
двигатели Стирлинга и т.д. 2. Двигатели внутреннего сгорания. В качестве
энергетических установок автомобилей наибольшее распространение
получили двигатели внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания
топлива с выделением теплоты и превращением ее в механическую работу
происходит непосредственно в цилиндрах. Отсюда и происходит название
этого двигателя. Двигатели внутреннего сгорания работают на жидком
топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе. На большинстве
современных автомобилей установлены двигатели внутреннего сгорания.
Наиболее экономичными являются поршневые и комбинированные двигатели
внутреннего сгорания. Они имеют достаточно большой срок службы,
сравнительно небольшие габаритные размеры и массу. Основным недостатком
этих двигателей следует считать возвратно-поступательное движение
поршня, связанное с наличием кривошипно-шатунного механизма,
усложняющего конструкцию и ограничивающего возможность повышения частоты
вращения, особенно при значительных размерах двигателя. А теперь
немного о первых ДВС. Первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) был
создан в 1860 г. французским инженером Этьеном Ленуаром (1822-1900), но
эта машина была еще весьма несовершенной, её мощность была около 12 л.
с. Двигатель представлял собой одноцилиндровую машину двойного действия,
работавшую на смеси воздуха и светильного газа с зажиганием от
постороннего источника. В 1862 г. французский изобретатель Альфонс Бо де
Роша (1815-1891) предложил использовать в двигателе внутреннего
сгорания четырехтактный цикл: 1) всасывание; 2) сжатие; 3) горение и
расширение; 4) выхлоп. Эта идея была использована немецким изобретателем
Н. Отто, построившим в 1878 г. первый четырехтактный двигатель
внутреннего сгорания. КПД такого двигателя достигал 22%, что
превосходило значения, полученные при использовании двигателей всех
предшествующих типов. Быстрое распространение ДВС в промышленности, на
транспорте, в сельском хозяйстве и стационарной энергетике была
обусловлена рядом их положительных особенностей. Осуществление рабочего
цикла ДВС в одном цилиндре с малыми потерями и значительным перепадом
температур между источником теплоты и холодильником обеспечивает высокую
экономичность этих двигателей. Высокая экономичность - одно из
положительных качеств ДВС. Среди ДВС дизель в настоящее время является
таким двигателем, который преобразует химическую энергию топлива в
механическую работу с наиболее высоким кпд в широком диапазоне изменения
мощности. Это качество дизелей особенно важно, если учесть, что запасы
нефтяных топлив ограниченны. К положительным особенностям ДВС стоит
отнести также то, что они могут быть соединены практически с любым
потребителем энергии.
Это объясняется широкими возможностями получения соответствующих
характеристик изменения мощности и крутящего момента этих двигателей.
Рассматриваемые двигатели успешно используются на автомобилях,
тракторах, сельскохозяйственных машинах, тепловозах, судах,
электростанциях и т.д. Следовательно, ДВС отличается хорошей
приспособляемостью к потребителю. Сравнительно невысокая начальная
стоимость, компактность и малая масса ДВС позволили широко использовать
их на силовых установках, находящих широкое применение и имеющих
небольшие размеры моторного отделения. Установки с ДВС обладают большой
автономностью. Даже самолеты с ДВС могут летать десятки часов без
пополнения горючего. Важным положительным качеством ДВС является
возможность их быстрого пуска в обычных условиях. Двигатели, работающие
при низких температурах, снабжаются специальными устройствами для
облегчения и ускорения пуска. После пуска двигатели сравнительно быстро
могут принимать полную нагрузку. ДВС обладают значительным тормозным
моментом, что очень важно при использовании их на транспортных
установках. Положительным качеством дизельных двигателей является
способность одного двигателя работать на многих топливах. Так известны
конструкции автомобильных многотопливных двигателей, а также судовых
двигателей большой мощности, которые работают на различных топливах - от
дизельного до котельного мазута. Но, наряду с положительными
качествами, ДВС обладают рядом недостатков: ограниченная по сравнению,
например с паровыми и газовыми турбинами, агрегатная мощность, высокий
уровень шума, относительно большая частота вращения коленчатого вала
при пуске и невозможность непосредственного соединении его с ведущими
колесами потребителя, токсичность выхлопных газов, возвратно -
поступательное движение поршня, ограничивающее частоту вращения и
являющиеся причиной появления неуравновешенных сил инерции и моментов от
них. Но невозможно было бы создание двигателей внутреннего сгорания, их
развития и применения, если бы не эффект теплового расширения. Ведь в
процессе теплового расширения, нагретые до высокой температуры, газы
совершают полезную работу. Вследствие быстрого сгорания смеси в цилиндре
двигателя внутреннего сгорания, резко повышается давление, под
воздействием которого происходит перемещение поршня в цилиндре. А это-то
и есть та самая нужная технологическая функция, т.е. силовое
воздействие, создание больших давлений, которая выполняет тепловое
расширение, и ради которой это явление применяют в различных
технологиях и в частности в ДВС. [4]
1.3. Основы устройства поршневых ДВС.
Поршневые ДВС состоят из механизмов и систем, выполняющих заданные им
функции и механизмов, взаимодействующих между собой. Основными частями
такого двигателя являются кривошипно-шатунный механизм и
газораспределительный механизм, а также системы питания, охлаждения,
зажигания и смазочная система. Кривошипно-шатунный механизм преобразует
прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное
движение коленчатого вала. Механизм газораспределения обеспечивает
своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов
сгорания. Система питания предназначена для приготовления и подачи
горючей смеси в цилиндр, а также для отвода продуктов сгорания.
Смазочная система служит для подачи масла к взаимодействующим деталям с
целью уменьшения силы трения и частичного их охлаждения, наряду с этим
циркуляция масла приводит к смыванию нагара и удалению продуктов износа.
Система охлаждения поддерживает нормальный температурный режим работы
двигателя, обеспечивая отвод теплоты от сильно нагревающихся при
сгорании рабочей смеси деталей цилиндров поршневой группы и клапанного
механизма. Рис. 3. Устройство и принцип действия одноцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя.
Внутри цилиндра перемещается поршень с компрессионными
(уплотнительными) кольцами, имеющий форму стакана с днищем в верхней
части. Поршень через поршневой палец и шатун связан с коленчатым валом,
который вращается в коренных подшипниках, расположенных в картере.
Коленчатый вал состоит из коренных шеек, щек и шатунной шейки. Цилиндр,
поршень, шатун и коленчатый вал составляют так называемый
кривошипно-шатунный механизм. Сверху цилиндр накрыт головкой с клапанами
и, открытие и закрытие которых строго согласовано с вращением
коленчатого вала, а следовательно, и с перемещением поршня. Перемещение
поршня ограничивается двумя крайними положениями, при которых его
скорость равна нулю. Крайнее верхнее положение поршня называется верхней
мертвой точкой (ВМТ), крайнее нижнее - нижней мертвой точкой (НМТ).
Безостановочное движение поршня через мертвые точки обеспечивается
маховиком, имеющим форму диска с массивным ободом. Расстояние,
проходимое поршнем от ВМТ до НМТ, называется ходом поршня S, который
равен удвоенному радиусу R кривошипа: S=2S. Пространство над днищем
поршня при нахождении его в ВМТ называется камерой сгорания; ее объем
обозначается через Vc; пространство цилиндра между двумя мертвыми
точками (НМТ и ВМТ) называется его рабочим объемом и обозначается Vh.
Сумма всех рабочих объемов цилиндров многоцилиндрового двигателя
называют рабочим объемом двигателя. Отношение полного объема цилиндра Va
к объему камеры сгорания Vc называется степенью сжатия. Степень сжатия
является важным параметром двигателей внутреннего сгорания, так как
сильно влияет на его экономичность и мощность [3]
1.4. Принцип работы ДВС.
Действие поршневого двигателя внутреннего сгорания основано на
использовании работы теплового расширения нагретых газов во время
движения поршня от ВМТ к НМТ. Нагревание газов в положении ВМТ
достигается в результате сгорания в цилиндре топлива, перемешанного с
воздухом. При этом повышается температура газов и давления. Так как
давление под поршнем равно атмосферному давлению, а в цилиндре оно
намного больше, то под действием разницы давлений поршень будет
перемещаться вниз, при этом газы - расширятся, совершая полезную работу.
Вот здесь-то и дает о себе знать тепловое расширение газов, здесь и
заключается его технологическая функция: давление на поршень. Чтобы
двигатель постоянно вырабатывал механическую энергию, цилиндр необходимо
периодически заполнять новыми порциями воздуха через впускной клапан и
топливо через форсунку или подавать через впускной клапан смесь воздуха с
топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из
цилиндра через впускной клапан. Эти задачи выполняют механизм
газораспределения, управляющий открытием и закрытием клапанов, и система
подачи топлива.[3]
1.5. Принцип действия четырехтактного карбюраторного двигателя.
Рабочим циклом двигателя называется периодически повторяющийся ряд
последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и
обуславливающих превращение тепловой энергии в механическую работу. Если
рабочий цикл совершается за два хода поршня, т.е. за один оборот
коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным.
Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу,
который совершается за два оборота коленчатого вала или четыре хода
поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и
выпуска. В карбюраторном четырехтактном одноцилиндровом двигателе
рабочий цикл происходит следующим образом: 1. Такт впуска.
По мере того, как коленчатый вал двигателя делает первый полуоборот,
поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт, выпускной
клапан закрыт. В цилиндре создается разряжение 0,07-0,095 МПа,
вследствие чего свежий заряд горючей смеси, состоящий из паров бензина и
воздуха, засасывается через впускной газопровод в цилиндр и, смешиваясь
с остаточными отработавшими газами, образует рабочую смесь.
2. Такт сжатия. После заполнения цилиндра горючей
смесью при дальнейшем вращении коленчатого вала (второй полуоборот)
поршень перемещается от НМТ к ВМТ при закрытых клапанах. По мере
уменьшения объема температура и давление рабочей смеси повышается. 3. Такт расширения или рабочий ход.
В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической
искры и быстро сгорает, вследствие чего температура и давление
образующихся газов резко возрастает, поршень при этом перемещается от
ВМТ к НМТ. В процессе такта расширения шарнирно связанный с поршнем
шатун совершает сложное движение и через кривошип приводит во вращение
коленчатый вал. При расширении газы совершают полезную работу, поэтому
ход поршня при третьем полуобороте коленчатого вала называют рабочим. В
конце рабочего хода поршня, при нахождении его около НМТ открывается
выпускной клапан, давление в цилиндре снижается до 0,3-0,75 МПа, а
температура до 950-1200 С. 4. Такт выпуска. При
четвертом полуобороте коленчатого вала поршень перемещается от НМТ к
ВМТ. При этом выпускной клапан открыт, и продукты сгорания выталкиваются
из цилиндра в атмосферу через выпускной газопровод. [3]
1.6. Причины загрязнения воздуха отработавшими газами автомобилей.
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и
неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение
автомобиля, а 85 % «летит на ветер». К тому же камеры сгорания
автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор,
синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже
невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в
ядовитые окислы азота.
В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится
свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 – производные
углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию
топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ
обусловлено в конечном итоге видом и условиями сгорания топлива.
Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек
автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины
атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее
исследованными являются выбросы двигателя и картера автомобиля. В состав
этих выбросов, помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, входят
такие вредные компоненты, как окись. Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в
среднем, автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода,
сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп
одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода,40 кг окислов азота и
более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись
углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в
атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи
трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых
воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси
углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В
холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги,
неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за
проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться
последним.
Окислы азота токсичны для человека и, кроме того, обладают раздражающим
действием. Особо опасной составляющей отработавших газов являются
канцерогенные углеводороды, обнаруживаемые, прежде всего, на
перекрёстках у светофоров (до 6,4 мкг/100 м3, что в 3 раза больше, чем в
середине квартала).
При использовании этилированного бензина автомобильный двигатель
выбрасывает соединения свинца. Свинец опасен тем, что способен
накапливаться, как во внешней среде, так и в организме человека.
Уровень загазованности магистралей и при магистральных территорий
зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы,
скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и
других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в
час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии
30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы.
Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге
практически все жители города испытывают на себе вредное влияние
загрязнённого воздуха.
Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей,
наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем,
что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных
животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное
действие. До 50 % дневного поступления свинца в организм приходится на
воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы
автомобилей.
Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при
работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских
исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350
тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам
человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно
закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на
автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.
Каждый автомобилист знает: вылить из шланга весь бензин в бак
практически невозможно, какая-то часть его из ствола «пистолета»
обязательно выплёскивается на землю. Немного. Но сколько сегодня у нас
автомобилей? И с каждым годом их число будет расти, а, значит, будут
увеличиваться и вредные испарения в атмосферу. Лишь 300 г. бензина,
пролитого при заправке автомобиля, загрязняют 200 тысяч кубических
метров воздуха. Самый простой путь решения проблемы – создать
заправочные автоматы новой конструкции, не позволяющие пролиться на
землю даже одной капле бензина.
1.7.Альтернативные виды топлива.
До конца XX столетия двигатель внутреннего сгорания остаётся
основной движущей силой автомобиля. В связи с этим единственный путь
решения энергетической проблемы автомобильного транспорта – это создание
альтернативных видов топлива. Новое горючее должно удовлетворить очень
многим требованиям: иметь необходимые сырьевые ресурсы, низкую
стоимость, не ухудшать работу двигателя, как можно меньше выбрасывать
вредных веществ, по возможности сочетаться со сложившейся системой
снабжения топливом и др.
В значительно, больших масштабах в качестве топлива для автомобилей
будут использоваться заменители нефти: метанол и этанол, синтетические
топлива, получаемые из углей. Их использование поможет существенно
снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на окружающую
среду.
Среди альтернативных видов топлива в первую очередь следует отметить
спирты, в частности метанол и этанол, которые можно применять не только
как добавку к бензину, но и в чистом виде. Их главные достоинства –
высокая детонационная стойкость и хороший КПД рабочего процесса,
недостаток – пониженная теплотворная способность, что уменьшает пробег
между заправками и увеличивает расход топлива в 1,5-2 раза по сравнению с
бензином. Кроме того, из-за плохой испаряемости метанола и этанола
затруднен запуск двигателя.
Использование спиртов в качестве автомобильного топлива требует
незначительной переделки двигателя. Например, для работы на метаноле
достаточно перерегулировать карбюратор, установить устройство для
стабилизации запуска двигателя и заменить некоторые подверженные
коррозии материалы более стойкими. Учитывая ядовитость чистого метанола,
необходимо предусмотреть тщательную герметизацию топливоподающей
системы автомобиля.
Сделать двигатель «чистым» нетрудно. Надо лишь перевести его с бензина
на сжатый воздух. Но эта идея не выдержала критики, когда речь заходит
об автомобильных двигателях: далеко на таком «горючем» не уедешь. И
американские специалисты предложили заменить сжатый воздух жидким
азотом. Они даже разработали конструкцию автомобиля, в котором азот,
расширяясь при испарении, будет толкать три поршня двигателя. А чтобы
процесс испарения шёл активнее, азот предлагают впрыскивать в особую
подогревательную камеру, где сжигается небольшое количество дизельного
топлива. Такая схема при достаточной мощности обеспечит запас хода до
500 км. Уголь является самым распространенным из не возобновляемых
источников энергии. Ещё в 30-е годы в Германии было налажено
производство синтетического автомобильного топлива из угля. Был даже
период, когда за счёт него удовлетворялось около 50% потребности страны в
бензине и дизельном топливе.
Однако к 1953 году почти все установки по получению синтетического
топлива Европе были закрыты из-за нерентабельности, что объяснялось
низкими ценами на импортируемую нефть. В настоящее время интерес к
синтетическому топливу из угля проявляется во многих странах.
В последнее время широкое распространение получила идея использования
чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к
водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый
распространённый в природе элемент.
Водород – один из главных претендентов на звание топлива будущего. Для
получения водорода могут быть применены различные термохимические,
электрохимические и биохимические способы с использованием энергии
Солнца, атомных и гидравлических электростанций и т.д.
Экологические преимущества водорода доказаны в ходе различных испытаний.
В каком виде можно применять водород? Газообразный, даже сильно сжатый
водород невыгоден, так как для его хранения нужны баллоны большой массы.
Более реальный вариант – использование жидкого водорода. Правда, в этом
случае необходимо устанавливать дорогостоящие криогенные баки со
специальной термоизоляцией.
Экологический опыт 1
Цель: визуально оценить загрязненность снега на пришкольном участке МОУ СОШ №26.
Проведение опыта: в чистые банки набрали снег у дороги
по улице Дзержинской (рис.4, слева), в школьном саду (рис. 4, справа),
удаленном от проезжей магистрали. Поставили банки в лаборантской
комнате, дождались, когда снег растает. Поместили рядом банку с
дистиллированной водой. Сравнили прозрачность и чистоту воды во всех
банках. Вода в банке от проб, взятых у дороги, оказалась самой мутной.
Вода в банке от проб, взятых в школьном саду, оказалась прозрачной, но в
ней плавали мелкие частицы. Визуально самая чистая вода была в банке
с дистиллированной водой.
Профильтровали воду. После высыхания фильтра рассмотрели внимательно находящиеся на фильтре частички.
Частицы на фильтре от проб, взятых в школьном саду, оказались растительного происхождения. Они не наносят вред нашему здоровью.
Частицы на фильтре от проб, взятых у дороги, оказались черными, вязкими, явно не растительного происхождения. Экологический опыт № 2 Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.
Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
Ход исследования.
- Выбрали участок автодороги, расположенный вблизи МОУ СОШ №26 (рис.5)
Рис. 5. Место проведения первого экологического опыта - Подсчитали, сколько проехало по автодороге за 1 ч легковых, грузовых машин, автобусов.
- Легковых машин- 610
- Грузовых машин- 52
- Автобусов- 15
- Используя данные таблицы 1, определили, какое количество выхлопных
газов в среднем поступает в атмосферу за 1 ч (за сутки) на этом участке
дороги в зимнее время при t= -2 0C.
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
502,2 |
225,0 |
227,9 |
NО2 |
70,4 |
43,8 |
17,7 |
С |
19,3 |
- |
3,0 |
SО2 |
4,5 |
- |
0,7 |
Рb |
0,2 |
0,27 |
0,003 |
Таблица 1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток (г .)
За один час на участке дороги, расположенной около МОУ СОШ №26, по
улице Дзержинского, выбрасывается в атмосферу 8255,476 г. вредных
веществ. Расчеты проводились по данным, полученным в разное время дня.
Эксперимент проводился трижды.
Полученные результаты сравнили с результатами, полученными зимой в 2007 г, примерно при таких же погодных условиях.
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
1004 |
4687,5 |
114 |
NО2 |
139,2 |
912,5 |
8,88 |
С |
38,4 |
- |
1,5 |
SО2 |
9,12 |
- |
0,36 |
Рb |
0,384 |
6,1 |
0,6 |
Таблица 4. Количество вредных веществ, выбрасываемых в
атмосферу машинами, проехавшими по участку в течение часа (г.)
(данные за 2007 г.)
За один час на участке дороги, расположенной
около МОУ СОШ №26, по улице Дзержинского, выбрасывается в атмосферу
6922,5 г. вредных веществ в зимнее время года. [7]
Примечание:за 1 сутки машины, работающие на дизельном топливе, потребляют за 1 ч работы столько кислорода, сколько 1000 человек.
Вывод: по улице Дзержинского происходит увеличение
загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобильного
транспорта. По сравнению с 2007 годом загрязнение окружающей среды в
2008 году увеличилось на 18,2%.
У светофора.
Цель работы: оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.
Место проведения: автотрасса, перекресток-светофор у МОУ СОШ № 3 Приборы: часы с секундной стрелкой.
Подготовка к работе: в справочной литературе нашли статистические данные о составе выхлопных газов бензиновых и тепловых двигателей. [1]
№ |
Компоненты выхлопных газов |
Бензиновые двигатели |
Дизельные двигатели |
1 |
Оксид углерода СО(II) |
0,035 |
0,017 |
2 |
Оксид углерода СО 2(IY) |
0,217 |
0,2 |
3 |
Оксиды азота (NО, NО2) |
0,002 |
0,001 |
4 |
Сажа |
0,04 |
1,1 |
Таблица 2. Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г.)
Марки машин |
t |
n |
k |
m
СО |
m
СО2 |
m
NО2 |
m
сажи |
M,
г |
Легковые |
10 |
106 |
195 |
0,035 |
0,217 |
0,002 |
0,04 |
60769,8 |
Грузовые |
10 |
4 |
6 |
0,017 |
0,2 |
0,001 |
1,1 |
316,32 |
Автобус |
10 |
5 |
9 |
0,017 |
0,2 |
0,001 |
1,1 |
593,1 |
Время проведения эксперимента: Зима. При температуре t = – 20С.
Ход работы:
- Засекли время t-10 мин.
- Определили число машин, останавливающихся у светофора, -n=115
- легковых машин- n= 106
- грузовых машин- n= 4
- автобусов- n=5
- Определили число переключений:
Торможение
Набор скорости k=174
Холостой ход
Без остановки y светофора проехало 95 машин.
легковых- 89
грузовых- 2
автобусов-4
Число переключений светофора для легковых машин- k= 195
Число переключений светофора для грузовых машин- k= 6
Число переключений светофора для автобусов- k= 9
Результаты измерений занесли в таблицу№6. - Вычислили выброс токсичных продуктов от работы транспорта.
Расчеты выполнили по формуле:
M= t. n. k. (m СО +m СО 2+ m NО2+ m САЖИ)
M=10 *106*195*(0,035+ 0,217+0,002+ 0,04 ) = 60769,8 г.
М=10 *4*6*(0,017+0,2+0,001+1,1) =316,32г.
М=10 *5*9*(0,017+0,2+0,001+1,1) = 593,1г.
Всего за 10 минут получаем 61679,2 г.
Всего за 1 час: 61679,2 г. * 6 = 370075,2 г. - Сравнили выброс токсичных продуктов бензиновых и дизельных двигателей.
М бензиновых двигателей > М дизельных двигателей.
Вывод: В зимнее время поверхностный
слой у автотрасс и почва загрязняются выбросами токсичных продуктов от
работы транспорта. На пр. Ленина загрязнение окружающей среды
происходит быстрее, чем на ул. Дзержинского. Экологическая безопасность.
3.1. Защита окружающей среды.
Сотрудник ГИБДД: Снижению вредных выбросов автомобилей способствует:
- Равномерное движение машин на улицах, ликвидация заторов,
сокращение задержек транспорта на перекрестках. Большую роль в этом
играет светофор. Благодаря светофору автомобили меньше простаивают на
перекрестках, вхолостую расходуя горючее и загрязняя воздух
отработанными газами.
- Предельная скорость движения в городе установлена не 80 км/ч и не
50 км/ч, а 60 км/ч, т.к. при этой скорости происходит минимум вредных
выбросов.
- Важен вывод из городской черты грузовых транзитных потоков: в нашей области это выполняется.
- В некоторых городах России есть микрорайоны, куда въезд
автотранспорта предельно ограничен и где люди ходят только пешком. Жаль,
но в нашем городе таких микрорайонов нет.
- Каждый водитель должен знать, что причины "дымления” автомобилей
следующие: неисправность двигателя, не отлаженность систем питания и
зажигания.
Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то
выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 5-6 раз. Нежелание
лишний час покопаться в двигателе приводит к тому, что автомобиль
неделями, а то и месяцами " развозит” по улицам ядовитый чад.
Плохо накаченные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают
сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего.
Неумелое поведение водителя за рулем: неправильный выбор скорости
движения, резкие разгоны и торможения, превышения установленной
скорости, увеличение частоты вращения на холостом ходу- все это приводит
к загрязнению атмосферы. Значит, нужна разъяснительная работа среди
водителей.
- Для контроля над техническим состоянием автомобилей есть
диагностические станции: "ВАЗ-сервис”, "ГАЗ-сервис” и др. Такие
диагностические станции должны иметь транспортные предприятия, но в наше
время это многим не по карману.
Графики убедительно иллюстрируют, что увеличивающиеся год от года
выбросы тепловыми двигателями (ДВС, ТЭС) только одного углекислого газа
ведут к серьезным экологическим проблемам.
«См. Приложение 8».
3.2. Меры предосторожности.
Детский врач МУЗ Клинической поликлиники №1: наше здоровье в немалой
степени зависит от того, чем мы дышим, что пьем и едим, в каких
условиях живем и работаем. В результате загрязнения природной среды,
действительно ухудшается здоровье населения. Количество больных
постоянно возрастает. В настоящее время на учете в нашей поликлинике
состоит 950 больных с различными заболеваниями. При воздействии на
человека вредных веществ важным обстоятельством является то, что он
сразу не ощущает их влияния. Вместе с тем высокая концентрация газа
может вызвать тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, возникновение
«психологической усталости», заболевание органов дыхания, малокровие,
потерю памяти и т. д.
Рекомендации врача:
- научится дышать носом.
- чаще освобождать слизистую носа от накопившейся пыли.
- воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах.
- вблизи автомагистралей вдохи надо делать неглубокие, поверхностные.
- питьевую воду надо отстаивать.
- фрукты, овощи перед употреблением нужно тщательно мыть.
Заключение
В наше время люди, принимающие ответственные технические решения,
должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными,
осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они
могут принести природе. По нашему мнению автомобиль в жизни и
деятельности современной цивилизации просто необходим. Но всякие
недоработки научно-технического прогресса необходимо устранять
своевременно с той целью, чтобы сохранить в чистоте окружающую среду.
Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к
природе, от гармонии между ними.
Когда огромный мир противоречий,
Насытится бесплатною игрой, -
Как бы прообраз боли человечной,
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа,
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
Н. Заболоцкий
Поэтому всем вам необходимо задуматься над вопросом: автомобиль –
это добро или зло? Решение этой проблемы в первую очередь зависит от нас
с вами.
Список источников и литературы
- Физика и экология. [Текст, методические разработки практической
работы]; материалы для проведения учебной и внеурочной работы по
экологическому воспитанию, составители: Г.А. Фадеева, В.А. Попова;/
«Учитель»; г. Волгоград. 2003г. [31-33, 35-37, 64-71].
- Экология. Энциклопедия для детей, М.: «Просвещение», 1981г. [269-278].
- Б.Ф. Билимович. Тепловые явления в технике, М.: «Просвещение», 1981г.[402-407, 578-580, 582-583].
- С.В. Громов, Н.А. Родина, Физика Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2000 [118-124]
- Домашние экологические опыты. [Текст]; Физика в школе,- научно-методический журнал/ «школа-Пресс»; №2 1999г.[18].
- На важных направлениях научно- технического прогресса. [Текст];
Физика в школе,- научно-методический журнал/ «школа-Пресс»; №6
1998г.[5-7].
- Формирование и развитие основ исследовательского творчества
учащихся [Таблица]; Биология в школе,- научно-методический журнал/
«школа-Пресс»; № 1. 2006г.[7].
- Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Современная экологическая ситуация в России [Текст]; // эко.- 2005.-№9.[115-118, 225-228].
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26.
Тракторозаводского район, г. Волгоград
Приложения
Приложение 1.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение часа (г.).
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
20,925 |
9,375 |
9,5 |
NО2 |
2,9 |
1,825 |
0,74 |
С |
0,8 |
- |
0,125 |
SО2 |
0,19 |
- |
0,03 |
Рb |
0,008 |
0,01 |
0,05 |
Приложение 2. Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г.)
№ |
Компоненты выхлопных газов |
Бензиновые двигатели |
Дизельные двигатели |
1 |
Оксид углерода СО(II) |
0,035 |
0,017 |
2 |
Оксид углерода СО 2(IY) |
0,217 |
0,2 |
3 |
Оксиды азота (NО, NО2) |
0,002 |
0,001 |
4 |
Сажа |
0,04 |
1,1 |
|